Мир разворачивается в нас множеством всевозможных красок и граней, чем-то внутри себя мы отражаем его, и, наблюдая процесс отражения, созерцая мир, получаем знание и силу. Так происходит, потому, что есть закон отклика – подобное притягивает подобное. Мы отражаем мир, потому что он есть внутри нас. И на поверхностях многомернейшего зеркала в нашем сознании происходит таинство восприятия и осознания. Сталкивается внешнее и внутреннее, и, на границе миров происходят потоки разнообразнейших событий под названием наша жизнь. Путешествуя во внутреннем или внешнем мире, мы переживаем массу состояний, порой совершенно самодостаточных миров, наполненных разнообразными потоками ощущений, чувств, сил и смыслов. Столкновение внутренней и внешней воли и намерения, потоки образов рождающихся из этого наполняют и составляют нашу судьбу.  Эти таинственные путешествия, переходы и превращения составляют суть, сок, кровь душевной и духовной жизни.

Давно подмечено, что находясь в состояниях, отличающихся от обычных, человек может совершать необычные действия, в нём просыпаются и проявляются сверхъестественные силы способности и возможности. Иное состояние сознания – иные возможности. Шаманы, и жрецы древности, были прекрасными знатоками трансов, или, как говорят сейчас, изменённых состояний сознания.

Шаманы, знахари, колдуны и жрецы пользовались искусством умения входить в определённые состояния для своих целей. Кто-то лечил, кто-то прорицал, кто-то управлял погодой, кто-то левитировал или воевал, а кто-то и насылал напасти на людей. Искусство это давалось не сразу и нелегко, для овладения им требовалось основательное обучение.  Практически у всех древних народов мы находим, что культуре жизни в трансе, культуре его использования отводилось значительное, часто решающее место для формирования судеб и всего народа и каждого человека.

Очевидно, что состояние состоит, а значит, содержит состав. Состав в свою очередь представляет собой уже вещество тонкое или плотное, не важно, важен сам принцип. Состав имеет некие свойства и качества, воспринимаемые человеком посредством различных органов чувств. С этими качествами происходят сложнейшие, и в то же время знакомые всем взаимодействия. Откуда же берутся качества? Здесь мы подходим к тому, что же, или, точнее, кто же даёт или задаёт свойства наполнения состояний нашего сознания и, проистекающие из них свойства и возможности? Откуда берётся качество нашего сознания? Если рассмотреть вопрос с точки зрения мира богов и архетипов, то ответ очевиден – человеческое сознание сложносоставная среда, могущая в силу своей универсальности и всеохватности содержать в себе различные составляющие наподобие того, как земная атмосфера содержит в себе множество газов, воду и много иных составляющих. В случае человеческого сознания составляющих, очевидно, неизмеримо больше.

Изначально как пространство сознания, очевидно, состоит из некоего состояния мира Титанов как основы и собственно живого и силового начала, затем из состояния мира Богов как текущего и творящего начала. Боги наполняют сознание чувственной и смысловой окраской, силами и стремлениями, или может быть возможностью всё это ощущать, чувствовать и воплощать. А так же неким образом встроившихся в эту систему Демонов. Которых не хочется признавать соавторами сути нашего сознания. Демоны скорее наполняют его характерным бездонно неуравновешенным стремительным состоянием, пробуют на прочность всё что попадается им, и выполняют желания и нежелания, не возможные к исполнению в мирах Титанов и Богов. И не творят наше человеческое сознание, но скорее присутствуют в нём в виде своеобразного для чего-то растворителя, а для чего-то катализатора, некой силы дающей возможность обойти законы двух основных миров, правда, либо иллюзорно либо за очень дорогую плату. Мы можем стечь, соскользнуть в их состояния и это не очень хорошо и неполезно, но знакомо каждому.

Гипотеза такова, что состояния сознания определяются тонкими силами и существами, но у человека есть некоторый кусочек свободной воли позволяющей при определённых условиях переключаться, переводить внимание, само по себе живое и волшебным образом освещающее всё происходящее, на разные состояния, и потоки сил и сущностей. И  таким образом управлять происходящим и во внутреннем и иногда во внешнем мире. Многое сходится на умении владеть своим вниманием,  которое, очевидно даёт жизнь в нашем сознании всему, на что направлено или всему что обладает достаточной силой чтобы проявиться в нём. Внимание конечно же феномен сложнейший и многообразнейший. То что обычно человек подразумевает под своим вниманием это просто крохотная часть всего внимания.  Без него всё сущее как будто спит в нашем сознании, или проявляется в виде смутных теней на самой границе восприятия осознания. То есть, без нашего обычного внимания находится на том свете, в Нави. Мы же, воплощённые находимся на этом свете, в Яви и светим своим вниманием туда куда желаем или можем. Чтобы свет внимания хорошо проходил и сама субстанция внимания текла свободно, сознание должно быть достаточно прозрачным и подвижным текучим и гибким. Стало быть, мы перемещаемся ближе к осознанию понятий прозрачности текучести и подвижности. Это задача достойная и крайне необходимо самому, без вкраплений посторонней мысли для себя определить и осознать их, эти понятия. Так как для каждой среды и вещества течение своё. Но принцип пожалуй общий для всех – слишком жёсткие структуры в сознании ограничивают восприятие.

Далее, необычные способности чаще всего передаются по наследству, и из-за этого механизмы их проявления слабо осознаются. На понимание того что и почему происходит, может уйти много времени. Есть так же возможность «наработать» некие способности, но это задача не менее а может даже и более трудоёмкая чем осознать себя, к тому же необходима хоть какая то врождённая предрасположенность. То, что мы обычно видим и считаем источниками своей силы, как правило, таковыми на самом деле не является. Это парадокс, то, что мы считаем  своей основой, стержнем, чаще всего является своеобразным самообольщением и мороком выстраивающимся в стремящейся к успеху личности. Повседневное внимание поглощено страстями и оттуда большинство людей берёт силу, склоняясь считать их главным источником жизненности. Страсти эфемерны и истинные источники глубже, на уровне воли и намерения, которое бесстрастно и безмолвно и как ни странно бесцельно, его ещё надо смочь нацелить.

Следующий фактор – особые случаи и обстоятельства, в которых проявляются силы и способности. Иногда тонким  архетипическим силам надо чтобы нечто произошло. Для этого собирается группа людей чаще всего не подозревающая об истинных целях происходящего, причём люди могут быть как знакомы, так и незнакомы друг с другом и находиться территориально далеко. По особым законам благодаря массе факторов, в частности сейчас через СМИ, способствующих созданию коллективных конфигураций людей становится возможным проявление какого то потока смысла и силы. Сейчас этот метод получил большое по сравнению с прошлыми временами распространение. Сейчас возможности СМИ это позволяют, причём даже и без участия людей инициаторов и организаторов. Всё стало очень тонким и возможно непосредственное вмешательство из тонкого мира Раньше были нужны или жрецы или шаманы.

Состояния в которых необычные для рядового обывателя способности проявляются как правило являются тонкими и сложноуловимыми прежде всего потому что обычное внимание истощено обыденностью и борьбой, в нём мало свободы и текучести. Оно приучено быть нацеленным на плотные и жёсткие явления мира, вероятно из соображений неуязвимости. «Служенье муз не терпит суеты» — Пушкин совершенно точно выразил один из основных принципов освобождения и усиления внимания. Без спешки, находясь в своём ритме человек накапливает силу внимания и становится способным уловить и различить прежде неуловимые вещи.

Ещё один принципиальный фактор для создания возможности проявления необычного – предрасположенность к отходу, к отключению от КИМЛ, на что указывает странность своеобразность или откровенная чудаковатость личности. Если есть наследуемая или сформировавшаяся склонность к инакомыслию или инакочувствованию, то присутствие необычного практически гарантировано. Отключение от потоков коллективного бессознательного и вытесненного очень мощный ресурс.

Нарабатывать способности и возможности сейчас несколько сложней чем раньше, потому в первую очередь, что современная жизнь очень быстра и динамична, постоянно стремится вовлечь нас в потоки событий многие из которых сформированы идеологией общества потребления и являются по сути паразитическими. Это обусловливает необходимость внимательного и отрешённого отделения зерён от плевел и выработке чёткой позиции по отношению к происходящему. Путь борьбы с обществом или отрицания, разумеется малоперспективен, ибо поглощает внимание полностью, видимо ввиду инстинктивой тотальной выстройке и своеобразному самосожжению в пылу борьбы. Это не путь, хотя изведать его и убедиться в этом, познав и преодолев инстинкт, пожалуй, желательно каждому. Чтобы собраться и выработать или высвободить необходимое количество внимания современному человеку приходится преодолеть или точнее пройти, гораздо большее количество культурных пластов обусловленных различными факторами, и закреплённых уже наследственно. То есть без раскрытия родовой памяти тут не обойтись.

Этнографами описаны многочисленные случаи проявления в обычных людях того что рядовой человек называет чудом. Причём способности эти зачастую никак не связаны ни с морально этическим состоянием чудотворца (многие из них в общем обычные люди, далёкие от традиционных понятий о святости) ни с национальной ни с религиозной принадлежностью человека. Иначе говоря, творить чудеса могут люди с самой обычной жизнью и судьбой. И, кстати, зачастую спонтанно проявляющиеся способности являются помехой в мирской жизни, и их приходится скрывать.

Современный человек живёт в определённом дозволенном и одобренном обществом наборе состояний, или наборе личин, под которыми прячется и томится душа. Но душу невозможно залить бетоном морали и невозможно приказать ей быть спокойной и покорной. У каждого человека есть потребность переживать изменённые состояния сознания или, если проще потребность в исцелении, в полёте, в путешествии в преображении. С этой точки зрения становятся очевидными причины и алкоголизма и наркомании и, кстати, некоторых разновидностей душевных расстройств, в своём неконтролируемом течении тяготеющих к резким или сильным сменам состояний, к наполненности сильными чувствами, с тягой к ярким кульминациям. Тоже прослеживается стремление взлететь, оторваться от земли от привычных опор и ощутить, хоть на краткий миг, тот самый вожделенный полёт, лёгкость и стремительное скольжение. Пропади всё в прах, я лечу, а дальше будь что будет. Душа создана для полёта и в теле почти всё время томится. Можно понять лётчиков и прыгунов с парашютом, и тех, кто увлекается экстремальными видами спорта. Полёт. Это тоже состояние души и сознания. Бывает, ведь пусть и не так часто как хотелось бы что и, находясь в теле, летишь или точнее ощущаешь себя летящим, чувствуя себя окрылённым чем то или просто так.

От технического тиражирования у вещей и явлений исчезает соприкосновение с душой человека которое. при личном изготовлении неизменно присутствует, насыщая творение неповторимостью душевной. Современная цивилизация выхолащивается сама по себе, от технократического подхода исчезает душа, растворяясь в машинном механическом и компьютерном пространстве потребительского удобства. Человеческая потребность в личном или индивидуальном вольно или невольно подавляется и вынуждена проявляться в уже разрушительном качестве, в виде недовольства существующим порядком и желании его как то уязвить опошлить или обессмыслить. Творческая, в общем потребность и сила превращается в прокисшую субстанцию, в яд. В свою противоположность, в силу разрушения.

В современном мире как впрочем, и всегда, важен вопрос  мастерства, вопрос критериев того кто  же является мастером, какой он, мастер, что он такого может и умеет, что не умеет не мастер? Людям давно стало ясно, что для успеха в определённых действиях нужно войти в особое состояние. Эта идея нашла отражение и в шаманских обрядах и в подготовке воинов и жрецов. Мастер каждой профессии умел входить в особое, специальное для его вида деятельности состояние, и в нём ему открывалось, что и как нужно делать, появлялось божественное или потустороннее вдохновение. И в открывшемся мире он черпал силы для действий. Можно сказать, что такой человек целенаправленно попадал в мир, какого-то из богов или архетипических существ и там получал видение и силу для осуществления необходимых ему или иному миру действий. В открывшемся в особом состоянии  мире совершенно естественно то что в нашем, обычном мире воспринимается как чудо.  Этот феномен имеет прямую параллель с современными представлениями о коллективном неосознаваемом, одно из положений которого заключается в том, что потенциал человека обычно скрыт в вытесненном и находится на «обратной» стороне сознания, в Тени, под культурным запретом. Способность входить в ИСС даёт способ воссоединения с самим собой и обретение необходимых сил и способностей, необходимых для жизни.

Если посмотреть шире, то мастерство в любой сфере жизни, не только в общении с потусторонним, прежде всего подразумевает способность и умение мастера по своей воле входить в специфическое для данной профессии состояние в котором работа у него получается. Получается очевидно потому что в этом состоянии ему открывается видение что и как нужно делать для выполнения работы и получения результата. Ученику всё пространство ещё неведомо, целостного видения ещё нет и потому ему нужен алгоритм или схема работы, инструкции и предписания. Мастер же, обладая видением, может разложить работу и так и эдак, смотря по обстоятельствам и для своего удовольствия и в любом варианте работа выполняется и смысл и качество не страдают. Соответственно, можно определить мастера как обладающего видением и пониманием глубинных взаимосвязей в ведомом ему пространстве и умеющим разворачивать направление процесса, так как ему необходимо. Ученик же кладёт силы на то чтобы постепенно, одну за другой осознать эти взаимосвязи и собрать общую картину происходящего, насыщенную многоуровневыми разнообразнейшими причинно следственными взаимосвязями.

Современный человек парадоксально отдалён от изменённых состояний сознания самой культурой и конвенционной моралью. Парадоксально потому что собственно человеческая культура, речь, приобщение к языку и письму, морально-нравственные ограничения, необходимые  для существования людских сообществ делают человека человеком. Сразу человеком не рождаются, в качестве показательного альтернативного примера можно вспомнить так называемых детей – «маугли», которые, будучи обнаруженными и возвращёнными в общество после определённого возраста ( 5-6 лет) практически не имеют, за редчайшим исключением, шанса стать полноценным человеком. Они в подавляющем большинстве так и остаются полулюдьми полуживотными. Однако, как указывают исследователи, эти люди обладают обострённым чутьём и восприимчивостью, нехарактерными для обычного человека. Что отчётливо показывает роль культурно информационной матрицы в формировании особенностей человеческого восприятия. Это в общем. А в частности всевозможные способности являются, чаще всего, наследуемыми отклонениями от некой «нормы» к которой, возможно стремится всё человечество.

Люди нашего времени оторвались от потоков жизни, внимание современного человека растянуто, узурпировано огромной массой предметов, и, массой забот по их обслуживанию. Это очень важный момент. Внимания, и его живительной силы современному человеку из-за этого катастрофически не хватает. Мы почти утеряли или забыли естественные для предков позиции или сферы внимания, и, соответственно, привычки восприятия и поведения, связывающие нас с настоящей жизнью, потому что живём в искусственном мире. Возьмём, например способность ориентироваться и определять время по Солнцу. Совершенно обычный навык у людей, живших в деревне ещё лет 40 — 50 назад, сейчас практически утрачен, за ненадобностью. Внимание как самая живая сила питает сознание своим светом, и обеспечивает возможность восприятия и осознания. Как живая сила оно наделено способностью и силой течь свободно. Если оно оказывается чем-либо слишком жёстко связанным, будь то самые «благие» помыслы, то нам не хватает живой силы и силы воспринимать и осознавать. Со всеми разнообразными последствиями. От невозможности решить бытовые вопросы из за элементарной нехватки знаний и сообразительности до потери смысла жизни, погребённого под кучей суррогатных и надуманных проблем и потребностей.

В современной культуре существуем масса суррогатных квазиспособов удовлетворения потребностей в изменённых состояниях сознания. Самые лёгкие и относительно безобидные способы это просмотр всевозможных зрелищ – кино и телефильмов и сериалов, теле и реалитишоу. Способы потяжелее – энергетические напитки, затем алкоголь, экстази, курение всевозможных составов. И дальше наркотики. Особняком можно разместить посещение разных семинаров и игры на «выживание», соревнования, гонки, экстремальные виды спорта и увлечения. Ещё один раздел – сценическое искусство и игры типа КВН, ролевые игры. Не густо, и в общем как то всё однобоко что ли, движение есть а смысла часто маловато.

И самое главное что в культуре практически отсутствует осознание важности переживаний как таковых, не только избранных и позитивных, и осознание того что свобода переживать всевозможные состояния жизненно важна и для личностного и для душевного и для духовного развития. Без путешествий в переживаниях без практики бытия в различных состояниях невозможно полноценное познание и обретение самостоятельного опыта. Без преодоления рамок и границ известного невозможно познание мира и движение, рост. Культура же и ведущие общественные доминанты, поведенческие и профессиональные жёстко предписывают человеку находиться в общественно одобренных «правильных» состояниях. Из этих запретов растёт Тень, проявляющаяся в виде различных, уже совершенно неконтролируемых состояний, имеющих общность в подспудном сопротивлении всему общественному порядку. И выражающиеся в широком диапазоне переживаний окрашенных и наполненных уже ядовитыми и отрицательными силами. От необъяснимой с обычной точки зрения, мистическим образом складывающейся невозможности найти своё место в этом мире, сложностей со средствами для жизни до алкоголизма и наркомании и подспудного, с изрядной долей наслаждения, ожидания конца света.

Вопрос вопросов – запрет и разрешение. Когда нужно запретить, а когда разрешить? Очевидно, одно без другого не может и так или иначе запрет всё таки способствует накоплению некоего излишка там где по природе его нет, и тем самым способствует как ни странно и парадоксально это звучит преодолению неких границ, границ обычной природной обусловленности. Нужно ли их преодолевать? Пусть читатель сам ответит для себя на этот вопрос. Можно ли свести к минимуму или вовсе преодолеть последствия и побочные эффекты от запретов? Это достойная тема для глубокого исследования…