Сознание человека наполнено всевозможными структурами, в этой статье мы акцентируем внимание на личности, и будем называть их здесь фигурами. Каждая из фигур (ролей, или субличностей, или личин), это инструмент, совершенно необходимый для выполнения какой-либо задачи, реализации потребности, исполнения желания.

Личность определим как набор личин, ликов или образов поведения, ролей, необходимых, в основном, для взаимодействия с себе подобными.

Фигуры явлены в сознании человека самим языком, в лексическую и семантическую структуру которого, они естественным образом входят.

Фигуры личности обычно сложные образования, состоящие из простых, например, фигура Мужчины включает, или, точнее может включать в себя, в зависимости от индивидуального расклада, фигуры Отца, Защитника, Мужа, Хозяина, и т.д. Как и например, фигура Мужа включает в себя Мужчину, и так далее.

Фигуры идеальные имеют полный набор качеств, согласно языку и культуре в рамках которых рассматриваются. Рассмотрение, вход в пространство фигур, может происходить с разных точек зрения, с соответствующими акцентами и иерархией.

Наполнение и иерархия фигур реальных, выясняются в ходе диагностики, методом анализа.

Каждая из фигур имеет название, суть её выражена одним, реже двумя словами. Эти слова в идеале являют собой текст, заключающий в себе структуру человеческой личности в принципе. Если какие то слова не на месте, то в тексте появляется бессмыслица. Необходим должный порядок и качество слов(фигур). Если, выражаясь метафорически, человек «заикается» и не может выговорить какое то слово, то весь текст (личность) страдает. Ущерб зависит от того,  насколько ключевая фигура уязвлена, но присутствует в любом случае.

У каждой фигуры чётко определённые цели и задачи, свойства, база, возможности, масштаб, характерная атмосфера и сфера действия. В точности как у инструментов.

Для решения соответствующих задач фигуры — инструменты личности должны быть включены, развиты, оформлены, наполнены, а так же должны находиться на своем месте чтобы включаться в работу в соответствующей её предназначению ситуации. Если фигура выключена, не на своём месте — вытеснена другой фигурой, или работает в сфере, не соответствующей своему предназначению, то наступает хаос, нужные свойства не реализуются, личность не исполняет своего назначения и человек страдает.

Не на своём месте фигуры оказываются в результате хаотического воспитания, (точнее его отсутствия), а так же стремления извлечь выгоду от использования фигур заместителей. Выгоды обычно заключаются в быстроте и лёгкости получения видимости результата.

Или, при родовом наследовании сверхсильных фигур исполнителя, или подчинённого, или революционера-борца, крестьянина-пахаря, практически бывает невозможно включить фигуры противоположных свойств, то есть начальника, распорядителя или творца — строителя.

Существуют фигуры имитаторы, которые служат специально чтобы вводить в заблуждение. как то: хороший мальчик, хорошая девочка девочка, хитрец, обольститель.

Очевидно, что при превышении меры проявления, всякая фигура поворачивается «обратной» стороной и качества её превращаются в отрицательные.

Вариантов патологических комбинаций фигур великое множество.

Всякая фигура — заместитель имеет разросшееся наподобие опухоли тело и заключает в себе значительный эмоционально-волевой заряд, созданный(часто в течении нескольких поколений), чтобы  подавлять работу обычных фигур.

Отсюда проистекает стратегия целительной работы.

Диагностика проста — у заказчика выясняется как кто он себя чувствует в своём запросе. Обычно сам человек чётко формулирует своё состояние и отыскивает, формулирует название фигуры, которая соответствует его состоянию. Иногда нужна серия дополнительных уточняющих вопросов. Особенность в том что фигура должна быть названа точно. Если допущена ошибка в формулировке названия, результативной работы скорее всего не будет. Далее. В первую очередь, необходимо как можно более полно «разрядить» фигуру-заместителя, так как обычно она сильно насыщена волевыми и эмоциональными эманациями, и заполняет большой объём в сознании. Фигуру можно, в функциональном смысле определить как доминанту, существующую по законам, сформулированным А.А.Ухтомским. Разрядка происходит различными способами. Именно различными и разнообразными, мягкой и плавной работой по проживанию чувственного заряда с позиции полного позволения, дабы не перейти в попытку лобового столкновения с доминантой и последующим поглощением ею.

Безотказная и скорая помощь — работа с фигурой как с метафорой — образом сновидения. С максимальным проживанием и позволением выражения всего наполнения, что там только есть, всевозможными способами в различных пространствах — модальностях. Зрительной, слуховой, ощущательной, чувствовательной, звуковой, вкусовой и запаховой.

Более долгосрочная и системная работа может заключаться в применении ролевых игротехник, аналитической работы с текстом с выходом на метафору(статья на сайте). Так же необходимо осмысление свойств, сути и своих взаимоотношений с различными фигурами — сторонами жизни.