Недавно и постепенно, в течении нескольких семинаров, сложилась простая ясная метода, с помощью которой довольно легко можно, минут за 15-20 работы прийти к осознанию своей архетипической метафоры, касающейся какого-либо вопроса.

Итак:

Составляется текст, размером примерно 3-5 абзацев по 3-5-7 плюс-минус, строчек на любую интересующую тему или вопрос. Основное – важность и интерес, текст не обязательно должен быть красивым и правильным, главное – хотя бы некоторая смысловая завершённость. Своеобразная пояснительная записка для себя самого.

Далее нужно:

1      Отметить и кратко описать как изменилось самочувствие, настроение, мысли, желания, и т.д. после создания текста. Записать это ниже.

2      Перечесть текст глазами беспристрастного но благожелательного критика, с целью увидеть слабые места, провалы, неясные или неточные слова и места в тексте, двусмысленности. Выделить, исправить, дополнить. Осознать, то, что в сомнительных местах побудило написать именно так. Сформулировать и записать ниже.

3      Определить фильтры, через которые, или посредством которых создавался текст. То есть, намерения, с позиции которых он писался. Желания и намерения заставляют подбирать и составлять слова определённым образом Драматизировать, скрыть-сгладить, очень точно описать, нажаловаться и т.д. – это фильтры. Бывает что идёт от души а так же наоборот – несколько фильтров. Их не надо удалять или как то с ними бороться – просто осознать и рассмотреть. Тоже — записать.

4       Определить, кто во мне, что за фигура моего внутреннего мира писала этот текст.  Оптимист, нытик, реалист, жертва, хитрец и так далее. Образ не обязательно может быть человекоподобен. Бывает что идёт от души и какой то конкретной фигуры нет. Так же бывает что пишет несколько фигур. Записать.

5     Собственно, определить метафору. Для чего вписать эту фигуру, осознанный только что образ в мир, увидеть и обозначить её облик, внешний вид, состояние, характер и взаимоотношения с окружающим. Если всё правильно — метафора поэтична. Записать её.

Например, загнанный и мечущийся пред лицом надвигающейся тьмы человек, спокойный циник получающий удовольствие от манипуляций людьми посредством игры, стремящийся разжалобить всех очень убедительный нытик, хороший мальчик добросовестно выполняющий трудное задание, или хитрец готовый на любую увёртку лишь бы достичь цели – это метафоры.

6    Поразмыслить о том, на своём ли месте эта фигура? Своими ли делами занимается? Определить какая фигура должна быть на этом месте.

7     При желании и возможности определить какой архетип(ы) спроецирован на фигуру.

8   Кратко записать, что произошло в результате работы(перемены в состояниях, мыслях, самочувствии).

 

Метафора принадлежит уже к архетипическому уровню и её осознание даёт возможность выйти из слоя личностных тяжёлых жёстких напластований и обрести новое видение на себя и мир, и пережить момент творческого озарения, полёта. Она закрепляет на новом уровне осознания и восприятия мира вообще и даёт новую точку зрения на себя и мир. Часто происходят небольшие озарения:)

Такая работа с текстом автоматически переводит человека, причём довольно основательно, в позицию разностороннего, многомерного наблюдателя, что само по себе весьма целебно и многого стоит.