Человек подходит к миру и к людям всегда через посредство своих доминант, своей деятельности. Старинная мысль, что мы пассивно отпечатываем на себе реальность, какова она есть, совершенно не соответствует действительности. Наши доминанты, наше поведение стоят между нами и миром, между нашими мыслями и действительностью. Целые неисчерпаемые области прекрасной или ужасной реальности данного момента не учитываются нами. Если наши доминанты не направлены на них или направлены в другую сторону. И тут возникает, очевидно, ежеминутно в нашей жизни, следующее критическое обстоятельство: мы принимаем решения и действуем на основании того, как представляем действительное положение вещей, но действительное положение вещей представляется нами в прямой зависимости от того, как мы действуем! Очевидно – типическое и постоянное место нашей природы в том, что мы оправдываем наши поступки тем, что они соответствуют реальному положению; но для того, чтобы поступок вообще мог свершиться, мы неизбежно абстрагируемся от целостной реальности, преломляем ее через наши доминанты. Мы можем воспринимать то и тех, к чему и к кому подготовлены наши доминанты, т.е. наше поведение. Бесценные вещи и бесценные области реального бытия проходят мимо наших ушей и глаз, если не подготовлены уши, чтобы слышать. Если не подготовлены глаза, чтобы видеть, т.е. если наше поведение и деятельность направлены сейчас в другую сторону.

                                                  А.А. Ухтомский: «От Двойника к Собеседнику».

 

Общество состоит из отдельных человеков, и, стало быть, что в одном, то и во всех бывает.

Очевидно, суммировалась, дошла до некоего предела общемировая доминанта, а точнее одна из доминант. А именно, доминанта на деньги, как возможность беспрепятственного потребления, как своеобразную универсальную власть, позволяющую откупиться от любых неприятных проявлений жизни. Большинство людей приняли как опорное и основное денежное мышление. В мире, похоже, не осталось силы или идеологии осуществляющей реальное противостояние росту этой доминанты. Последние лет двадцать и постсоветское общество постепенно стало молиться на деньги, и мерить жизнь ими.

Как следствие, по законам жизни главная Доминанта (дальше Д) дойдя в своём возрастании до предела прочности системы в которой существует, должна быть проявлена, так сказать обналичена, каким-то событием или событиями. В данном случае денежным кризисом. Один из законов мира – непрерывное изменение, движение как свойство живого. Оно и проявляет доминанту, которая по сравнению с жизнью мертва по своей сути, так как относительно мира неподвижна. Возможны исключения, например, доминанта мутабельности, изменчивости (которая тоже вовсе необязательно может действовать в унисон с движением мира).

Кстати, часто вредна не столько сама Д. сколько её Тень (дальше Т). Явления Д. можно хоть как то отследить и взаимодействовать с ними, выстраивать линии поведения, тогда как Тень находится глубже и ведёт себя независимо и непредсказуемо, от того зачастую сильнее влияет на события, особенно будущие. Есть предположение, что Д. связана с прошлым, а Т. с будущим.  

Д. на деньги непроизвольно и неизбежно рождает или проявляет несколько других доминант-следствий — побочных эффектов взаимодействия основной Д. и различных сторон естества, или души человека. Каждая из них имеет свою теневую часть, скрыто разъедающую и личное общественное пространство, и опосредованно всю ноосферу земли.  

Д. на деньги поддерживает желание сделаться богатым или обеспеченным (или наоборот J). И имеет несколько теневых проявлений присущих в разной степени, наверное, большинству людей. Например:

1. Зависть к имущим.

2. Ненависть к имущим, и желание им наказания в виде страданий и бедности.

3. Страх безденежья-бедности, зависимость от денег.

4. Презрение к богатым (возможно компенсаторно-защитное).

Для начала хватит.

Каждая из этих теневых сил толкает людей на определённые чаще бессознательные поступки, на переживание соответствующих состояний и генерирование потоков мыслей и чувств, в свою очередь делящихся на две части – собственно излияние своих чувств, явное и неявное, и рационализация, скрытие и подавление их. Подавленная часть этих сил и потоков отправляется прямиком в общественную Т, то есть в какое то пространство ноосферы земли, копится там, и невольно, вследствие изначальной агрессивности взаимодействует со стихиями, с тонкими душами животного и растительного миров и служат топливом для формирования зародышей общественных и природных катаклизмов. Это очевидно тоже закон. Приходит время и тайное становится явным. Так же и в обществе.

Много веков в общественной тени копились вытесненные, по правилам морали приличия и религиозным канонам непозволительные мысли и чувства, силы которых очевидно и превращались в войны между странами и религиями наяву, эпидемии и стихийные бедствия. Раньше претензии были больше территориальные и религиозно-идеологические. Сейчас ни для кого не секрет, что постепенно войны стали экономическими. Даже если и развязывается какая то локальная война, то в большинстве чтоб денег заработать. Опять таки, потому что образовалась соответствующая Д.

Видимо в тени накопилось столько зависти и пожелания наказания богатым за их богатство, что катастрофы не случиться не может. Масштаб и форма это другой разговор и, похоже, здесь ещё что то можно регулировать. Каждый желающий может поучаствовать в процессе регуляции, заглянув в свою Т.. Здесь процесс зеркальный – растёт Д. — растёт Т. И в один прекрасный момент сам носитель их — человеческая душа и тело или общественная система и договора не выдерживают накала страстей и сил связанных с Д. Где то в слабом месте и происходит разрыв или слом.

Я веду мысль к тому, что Т. общественная привела к кризису, по сути, чтобы привлечь к себе внимание. Запад и восток, и в конце целый мир, были направлены на успех и победу, всячески загоняя в тень то, что мешает себя чувствовать победителем. Бытиё души оказалось кастрированным, она была насильно, в основном при помощи науки и мифа о научно-техническом прогрессе практически загнана в тень и стала проявляться как раненый зверь в битве насмерть за жизнь.

Получается что наука, общественная мораль, и религиозные догмы так перекосили общечеловеческое сознание, что иного выхода как кризис для бытия мировой души не нашлось. В общем и раньше не находилось, вспомним историю. Человечество и его хорошие мальчики и девочки сами копали себе могилу, играясь в приличных и воспитанных успешных научных победителей жизни. В тех, кто покоряет природу наукой и способен всё себе подчинить.

Но где-то глубоко внутри у многих ныне живущих существует протест против текущего положения вещей. Они душой чувствуют, что что-то неладно, хоть на поверхности себя быть может и стремятся к общей куче. Они жить не хотят в этом мире и многие парятся по «духовкам» и тренингам, пытаясь найти в происходящем смысл, основание, и как то встроиться в жизнь, которой на глубинном уровне они сопротивляются. Пытаются заставить себя полюбить этот мир, поверить ему, поверить тому, что он преподносит. Ищут изъяны в себе, маются. А ведь небезосновательно сопротивляются эти людские души, есть чему сопротивляться в нашем мире. Души стонут в глубине, потому что для сохранения покоя надо на очень многое закрывать глаза, или надевать очки типа «я не знаю» чтобы не мучиться от происходящего. Это вообще целый отдельный вопрос и обширнейшая тема.

И этот протест и противоречие, бунтарский дух рождается и из своей души и от соприкосновения ещё в глубоком детстве с общественным теневым, страшным. Мы потом о нём забываем, потому что страшно помнить эти чёрные, бурые и серые огромные давящие массы, вездесущие, и внезапно возникающие особенно при приближении взрослых, да и сверстников тоже. Массы, которые на детский взгляд способны съесть убить или поглотить. Надо спасаться прятаться, или изобрести способ как то не видеть их. Страх перед жизнью берёт сызмальства в утробе порой, и решения не жить и не чувствовать принимаются от этих столкновений. С раннего детства в создавшейся атмосфере приходящий человек вступает в общемировую борьбу «нельзя» с «можно».

Это всё результаты соприкосновения со сгущёнными чувствами и ощущениями тени, с продуктом деятельности многих людей, выдержать которые в одиночку наверно мало кому под силу. Про детей говорить не приходится.

Деваться всё равно некуда, надо учиться искусству жить здесь.

Однажды случается переход количества в качество и случается очередной кризис. В 20м веке общественные процессы так слились и синхронизировались, что случилось две мировые войны. Чем была вызвана первая сказать сложно, вероятно что то делили акулы капитала ( вероятно, зависть), а вторая точно завистью и желанием отомстить, взять реванш, побеждённых немцев и её умелым использованием. Это в глубине. На поверхности же идея построения справедливого идеального общества  без недостатков в будущем. Ради этого отправить на тот свет миллионы людей, живущих сейчас, но не вписывающихся в прокрустово ложе идеологии или как жертвенных агнцев, дело вполне обычное и необходимое. У нас при коммунистах то же самое. Сейчас же отправка на тот свет происходит медленно и приятно, с помощью продуктов с добавками, увеличивающими срок хранения, пива, телевизора, который льёт хлам в глаза и уши и компьютеров отрывающих от себя и этой реальности. Суть не изменилась, изменилась форма. Я не против самих достижений техники, я против того как они в подавляющем своём большинстве используются. Опять таки, выбор вроде бы у каждого есть.

Если взять современное телевидение и киноиндустрию последних лет пятидесяти, а лет двадцати-тридцати особо, то все пестрит, кишмя кишит просто катастрофами насилием и разрушением. Доставляет удовольствие и наслаждение, и усыпляя своей безопасностью, формирует глубинный нацел на катаклизм, и переживание удовольствия от него и какое то равнодушное отношение к происходящему. Перед экраном конечно приятно, когда у злодея наконец то кровь фонтаном и целые миры неправильные в прах рушатся. Режиссёры умело подводят зрителя к таким желаниям относительно героев, играя разными чувствами.  А в душе и соответственно в тени копятся в это время образы и состояния и насилия и наслаждения от него. Нашли приём, как зацепить зрителя. И вот и за это платим, за дешёвое плебейское наслаждение. Хорошо ещё есть выбор и можно смотреть например наши старые фильмы.

Один из вариантов попытки поправить ситуацию таков: одушевление и одухотворение науки. Это сложный процесс так как по происхождению она является противницей религии и сделала много чтобы съесть теологические устои того же общества и заменить их физиологическими. Но тут есть нюансы. Наука в средние века была заточена против господствовавшего тогда безраздельно христианства. И, возможно языческий миф сможет сотрудничать с наукой. Это тема…