В данной статье мы сосредоточим внимание на мастерстве творческом, помня, что имеется много других видов мастерства, например: исполнительское, мастерство управления, подчинения, владения, взаимодействия, интеллектуальное и т.д и т.п. 

Творчество в данном контексте рассматривается как могущество, умение сотворить нечто невиданное, небывалое ранее. В разных видах исполнительского мастерства так же присутствует некоторая творческая составляющая, необходимая для собственно существования Мастерства в его утилитарном смысле. По сути это уровень ремесла, может быть и хорошего, но стереотипного. В собственно творческом Мастерстве творческая составляющая гораздо, решающе, качественно больше и её влияние решающе. Мастерство исполнительское отличается от творческого самим духом и направленностью. 

Далее, есть люди, у которых творческая составляющая исходно большая и не вполне ещё управляемая, в результате они не могут сделать хорошо даже простое дело, потому как непременно стремятся привнести в дело что то своё, и таким образом искажают, и в итоге портят хорошие проверенные способы работы. Такие люди, в силу в полном смысле, одержимости такого рода творчеством, всё стремится сделать по своему и везде «изобрести велосипед». Иногда это хорошо, и для самого человека увлекательно, но на практике оборачивается комом разных проблем и потерей времени, ведь очень редко хорошее дело таким образом удаётся не испортить.

Здоровый творческий дух, вместе с прочими составляющими подразумевает чувство меры, гармонии и адекватности, соответствие возможностей и потребностей и тд.. Чувство меры в том, что же действительно можно и нужно творить.
Из-за избытка необузданной творческой потенции некоторые люди порой не могу освоить (даже на благо себе) довольно простых и необходимых навыков и умений. Это может являться буквальной одержимостью, навязчивой, по причине своеобразного удовольствия от такого процесса «творчества», а порой и непреодолимой мании всё делать по своему. 

Так проявляется и страдает Душа и Сущность. Дух обычно находится в ином состоянии, ближе к базовому, исходному или менее вовлечённом во влияние на происходящее, за исключением случаев обременения Дух излишними установками и намерениями.

Мастерство творческое мы здесь раскладываем по составляющим, качествам или смысловым ядрам. 

Вот они, расположенные в логическом порядке:
1 Дерзновение.

2 Внутренний голос.

3 Самоотдача.

4 Упорство.

5 Внимание.

6 Сосредоточение. 

7 Воображение.

8 Рабочее состояние.

9 Знания.

10 Умения.

11 Навыки.

12 Идеология.

Эта система координат позволяет выделить и назвать составные части творческого мастерства, с тем, чтобы как следует сосредоточиться на избранных качествах, чтобы мочь ощутить их в себе, в полной мере осознать их состояние и взаимодействие, и при необходимости, мочь повлиять на них. 

Так же, что принципиально важно, представленные здесь части или смысловые ядра мы рассматриваем как настоящие живые существа, которыми они по сути и являются, наделённые собственным сознанием, характером и темпераментом, своей жизнью и потребностями, внутренним ритмом, желаниями надеждами, чаяниями. 

Они живут в нас, проявляясь обычно хаотично, из за нашей общей неосознанности и от этого может быть много разных последствий и побочных эффектов. Их не исцелить и не переделать при помощи разного рода обычной терапии. 

С ними надо общаться и взаимодействовать как с полноценными живыми существами, и тогда результаты будут глубокими и настоящими.
У разных людей характер и потребности этих существ различны. Из этого естественно вытекает уникальный рисунок предрасположенностей каждого человека.
Например, моё Дерзновение отличается от Дерзновения другого человека, значит, дерзать мы будем по разному. То что легко даётся в дерзновении мне, трудно, или вообще не возможно другому и наоборот. Пытаться дерзать так как другой человек, чревато неудачей. И это надо отчётливо понимать, планируя процессы обучения. 

Потому часто получается, что общепринятые образцы поведения, используемые для проявления, развития или пробуждения этих качеств — Существ совсем, или частично не подходят конкретному человеку, не работают, потому что не соразмеряются с внутренним состоянием конкретного внутреннего Существа. 

Более того, о соразмерности обычно вообще нет речи — просто даётся указание делать так или этак. Может ли человек это делать, есть ли в нём эти составляющие, никого не интересует. Отсюда масса методических и практических трудностей.

В этой работе мы ставим цель научиться определять, в каком состоянии находятся эти существа, их характер и потребности, и каковы их (именно их) травмы или искажения и загрязнения.

Бывает, что эти наши существа просто напросто выключены, потому что в своё время не были включены, инициированы надлежащим образом. Бывает так же что какие то из них включены недостаточно. И может получиться что в конкретном случае недостаток Дерзновения компенсируется повышенной Самоотдачей. 

Это, часто приводят к тому, что Самоотдача просто изнашивается. В таких случаях всегда наблюдается перекос, источник постоянного, по сути невротического, напряжения, чреватый творческим или профессиональным выгоранием. Кто то движется на Упорстве и может пасть жертвой душевной депрессии или неполадок со здоровьем. У кого то сильная интуиция и его ведёт Внутренний Голос, и остальные качества из за этого обычно недоразвиты, потому что как бы нет необходимости, хозяин предчувствует наперёд и всё легко даётся. 

Следование сильным сторонам своей природы имеет естественный функциональный предел. Когда он наступает, в дело должны включиться другие качества Существа. А если они не включены или недоразвиты, в лучшем случае дело просто не пойдёт. Надо работать, напрягаться, выдавать объёмы, а не привыкли. 

В результате часто приходится во взрослом возрасте, в совсем не подходящей для этого обстановке с большими трудами включать, оживлять, вырабатывать необходимые качества, которые в детстве были бы раскрыти и включены легко и естественно.
Первые четыре Существа — качества по своим истокам больше принадлежат Сущности Духу и Душе, и, конечно же, проявляются и в Личности. Следующие четыре Существа истоками меньше в Сущности но больше в Духе, Душе и соответственно, в Личности. И последние четыре больше относятся к Личности.

В разных вариантах описания Мастерства эти качества — Существа представлены в разных пропорциях, с разной значимостью и смысловой последовательностью. Но если пристально исследовать работу любого Мастера, все эти компоненты можно обнаружить. В особенности для Мастера характерна собственная идеология, созданная им самим и скрепляющая, объемлющая смыслом всё, что он делает.

Важно понимать, что первая группа качеств — Существ относится корнями и сферой проявлений больше к Сущности и Духу, и сколько то к Душе, поэтому, в силу масштаба они не могут расти быстро, масштаб их жизни и формирования превышает человеческую жизнь. Для сколько нибудь заметного их роста и развития нужны минимум десятилетия жизненного пути. А то и вся жизнь стратегически (по велению свыше, и реже по воле самого человека) может быть посвящена становлению какого то качества — Существа.
Бывает так, что вдруг в силу неких сложных и многомерных обстоятельств, в человеке что то меняется, будто переворачивается. Человек меняется и это объективно очевидно. Это происходит тогда, когда есть готовность, внутренняя зрелость, незаметно формировавшаяся годами. Качество-Существо достигло рубежа перехода в иное состояние. Так же подобное происходит, если оно было чем то зажато или закрыто, парализовано. Парализующий фактор исчез и состояние переменилось.

Закрыты они могут быть родовой наследственностью, личной кармой. Кстати включаться или раскрываться (а иногда и закрываться)  они могут по достижении определённого возраста.
Теперь о качествах-Существах по порядку.

Дерзновение похоже на своеобразное внутреннее нахальство и уверенность с переходом в самоуверенность. Чувство: «я могу», яркое ощущение, что у меня получится, не смотря ни на какие внешние условия. Никакие внешние факторы, логика, рациональность, а часто и здравый смысл в формировании состояния дерзновения не участвуют. Это прочный внутренний иррациональный стержень, который мощно, неодолимо толкает вперёд и за пределы. Это Существо — качество ищет или создаёт приключения, сферы распространения, расширения или преображения. Хочу и делаю, и всё тут.
Если этого качества у какого то человека нет или мало, или оно чем то закрыто или загрязнено, то мастер из него вряд ли выйдет. Из него может получиться хороший исполнитель, успешно и точно работающий по известным правилам и схемам.

Самоотдача — способность делать избранное дело вопреки усталости, неблагоприятным факторам, нормам (временным гигиеническим, привычным) своим представлениям и ожиданиям. А так же это способность чувствовать и осознавать, сколько и чего нужно сделать в данном случае для качественного завершения работы или какого то её этапа. И умение смочь сделать необходимое. Своего рода служение делу. Способность чем то пожертвовать чтобы свершилось необходимое. Если у человека с Самоотдачей туго, к примеру, страх, чрезмерная упорядоченность или жадность перекрывают её, то, возможно он будет многое уметь, но доделать сможет мало.  Он будет начинать, но вложиться как следует, не сумеет. В таком случае и Дерзновение и даже Упорство вряд ли смогут в достаточной степени компенсировать недостачу, а если и смогут, то для этого придётся прикладывать постоянные и неестественные усилия, хронически перегружающие и в итоге истощающие избранные для компенсации остальные качества — Существа. результатом чего может стать (и как правило, становится) потеря смысла делаемого, хроническая усталость, раздражение, недовольство, в итоге перегорание и отвращение к деланию и самому себе.

Это качество, как и предыдущее, у каждого в своём состоянии и со своими возможностями. Кстати, эти качества — Существа, для своей успешной реализации, могут вступать в конфликт друг с другом, и с внешним миром, даже нарушать некоторые нормы морали и нравственности, распорядки религиозных культов и разного рода практик. Такова специфика и самой творческой деятельности и проявлений Существ — качеств как таковых. И в мирских распорядках и в религиозных как правило есть жёсткие нормативы, подчиняющиеся заданным циклам. Непреклонное соблюдение этих то нормативов часто перекрывает возможности Самоотдачи Дерзновения, а иногда и других качеств и творчество на этом прекращается. Соблюдение распорядков сьедает творческую силу. Нормы морали и нравственности а так же религиозные ценности по уровню глубины и значимости сопоставимы с масштабами Духа и Сущности человека и потому вполне могут перекрыть возможности проявления и Дерзновению и Самоотдаче. Для творчества благоприятен и плодотворен принцип: «блаженны нищие духом». Творческие люди, находясь в процессе, выбиваются из суточных и прочих ритмов и нормативов. Самоотдача в правильном своём виде включает в себя ещё и удовольствие от поглощённости процессом творения. Если умения получать удовольствие от процесса нет или не хватает, то собственно Самоотдача может и не включаться, и не получиться. А такой страдалец обычно пленён мыслью вроде: «когда же это всё закончится». И полноценный творческий процесс  не состоится из за недостатка ресурсов.

Под Внутренним Голосом мы здесь понимаем некий комплекс — сплав качеств и способностей. Это и интуиция, и доступ в пространство тонких ощущений, предчувствий, в силу наличия тонкой восприимчивости. И благодать чувствования что есть что, что может, а что не может быть. Что может быть воплощено а что нет, что стоит делать или творить а что не стоит. И всё это крайне важно. Потому что, если кто то повернёт свою даже и огромную творческую мощь, Дерзновение, Самоотдачу, Упорство и прочие Существа — качества, на созидание всевозможной надуманной мелкой ерунды, на кою нет благословения свыше, то мало того, что путного ничего не выйдет, но ещё и силы потеряет, время, да и вред случится. Самое малое в таком случае — хроническое истощение из за постоянной борьбы с неблагоприятными обстоятельствами помехами и препонами. А всё потому что человек не чувствует направление и ритм, пытается навязать миру свои представления и ценности. Внутренний Голос может подсказать, что нужно сделать и как именно, для того чтобы сделать что то полезное и интересное, качественное, долговечное, словом, такое какое требуется к случаю.
Внутренний Голос может быть искажён родовыми программами или кармическими программами, результатами того, что называют воспитанием, и личностными установками, берущими корни в любой системе ценностей (что хорошо а что плохо, что можно а что нельзя и тд) или мировоззрении, начиная с христианства с всепрощением, завершая Нью — эйджем с его позитивным мышлением. Любая такая установка отключает и логическое осознание и интуитивное. Подчиняясь такой установке человек будто слепнет, перестаёт изучать и познавать мир, заменяя собственный процесс познания внедрёнными средствами «спасения» императивными готовыми клише.
Очень часто Внутренний Голос вступает в конфликт с тем, что как бы «надо». Нутром чувствуются иное, чем указывают установки, правила и нормы общества. Часто «надо» оказывается тяжелее и громче, и из за этого Внутренний Голос бывает игнорирован или вовсе не услышан. Следовательно, надо уметь отстраниться от довлеющей и определяющей значимости «надо», «хорошо», «правильно», «не правильно» и тд. То есть отстроиться от содержимого Каузального и Буддхиального тел, чтобы выйти в чистое пространство восприятия. Это умение нарабатывается или открывается, когда однажды осознается, от чего нужно отрешиться и отстроиться.                       

Упорство с виду может казаться похожим на Дерзновение, но есть принципиальная разница, заключающаяся в том, что Дерзновение своим действием обращено вовне, а вот Упорство наоборот — вовнутрь.  Это опора внутри себя, и умение ей пользоваться. Это качество-Существо более относится к уровню Сущности и Духа, что означает, что его сложно сымитировать или произвести из личностного уровня, если его не хватает. Воспитывать и наращивать его приходится долго. Можно конечно относительно быстро наработать какой то частный, профессиональный навык упорства в чём то (удержание внимания на дороге или на тексте), но это будет не то Упорство, а специальным образом при помощи воли собранное, требующее для поддержания затрат сил, устройство, работающее только в той сфере, где нарабатывалось. Упорство же при его достаточном наличии можно без специальной тренировки сравнительно легко распространить на любую сферу деятельности, потому что оно есть от природы. Изначально присущее и может быть даже граничащее с упрямством. Это способность, и в какой то мере потребность стоять на своём, приносящая удовлетворение. Самостоятельность в широком смысле слова.
Если этого качества мало, то человек не выдерживает любые нагрузки стремясь стечь на более лёгкое занятие. Как вариант, пытается недостающие Упорство и Самостоятельность чем то заменить. К примеру Самоотдачей. Но полноценная замена скорей всего невозможна, примерно как руки не заменить ногами. 

Упорство и удовольствие от него включается там, где кончилась Самоотдача и удовольствие от неё. Включается что то вроде: «решил, и сделаю!» и удовольствие от этого. Этакое чувств здорового собственника касающееся того, что решил сделать или пережить.    

Если Упорства не хватает, то человек ищет чем его заменить, и так получается, что заменяет обычно суррогатом, какими то «чудодейственными» методиками, идеологиями «успеха», «счастья», ищет философские обоснования невозможности, и тд.

Выработанным и натренированным навыком это в какой то мере возмещается, компенсируется, но требует обычно слишком много сил. Проще всё таки открыть в себе Упорство-самостоятельность. Это качество в чём то даже параноидальное, в здравом варианте этого явления. Упорство как качество — Существо жаждет применения, возбуждается от сопротивления, страждет померять силы свои — так и ищет случая во что то упереться. Может незаметно включиться азарт, вроде охотничьего, и мера в таком случае наверняка будет потеряна. Упорные люди практически постоянно с чем то борются, с другими, с собой, с пространством, временем, обстоятельствами. Это им приятно, а так же сообщает особый, понятный и желанный, привычный смысл происходящему.  Этим процессом надо уметь управлять. Иначе силы и время могут превратиться в борьбу ради борьбы.
Такое упорство и терпение происходит скорее не от силы духа, а от более глубинного качества, истоком происходящего ближе к сущности. Люди с избытком этого качества, даже если в каких то случаях и не желают упорствовать и терпеть, но не могут не терпеть. Они не могут иначе, стремление, привычка или потребность терпеть сидит в них в глубине и они её заложники. Как у Атлантов которые привыкли за тысячелетия держать небо, и иначе они уже просто не могут. Делать так привычно и близко и делание это являет собой достаточный для существования смысл. Это люди Титанического (см статью Боги, Титаны Демоны) склада. В них очень много природной силы и она слишком прочна в них. 

Стихия по природе своей неизменна и чтобы что то в себе преобразить, такому человеку приходится буквально плакать кровавыми слезами, меняться ему очень и очень тяжело. Как правило, это крепкие здоровые выносливые люди, но метафорически выражаясь, деревянные. Они понимают, что есть что то иное и можно иначе, но так быстро, как люди божественного или демонического склада (см статью выше) не могут. Им приходится кропотливо, регулярно, и долго размягчать и уменьшать эти качества в себе.
Внимание здесь понимается как многоуровневая структура, а именно, внимание Сущности, Духа и Души и внимание Личности, включающее и различные профессиональные внимания.

 Чем же внимание Души, например, отличается от внимания Личности? Личность состоит всегда из каких либо программ и задач. Она всегда наполнена сравнениями, суждениями и оценками, потому что так устроена. Внимание Личности располагается различными отдельными формами — выделенными пространствами, ярлыками, масками, фигурами, или субличностями. Очень жёстко обусловленными объёмами. Если это развитое профессиональное внимание, человек быстро ориентируется в происходящем и хорошо воспринимает то, что нужно для успешной деятельности. Вся масса настроенных и отлаженных «Сторожей» — профессиональных навыков, срабатывает и быстро и точно(в секунды или минуты) создаётся образ происходящего в рабочем пространстве и дальше уже дело техники в удовольствия. 

Неопытному же чтобы разобраться в том же самом потребуется несколько недель, или больше, а то и вовсе не выйдет. Потому что специфическое внимание у него не сформировано и не развито. Это внимание Личности, и расположено оно в основном в сфере умений и навыков. И оно нам весьма необходимо.                                                                                                                                                                                                                                                                    

Но, часто под Личностью и её деятельностью оказывается погребено внимание Души. 

Абсолютное большинство людей живут в Личности, и состояние и движения Души другого человека почувствовать не могут, да и не хотят. Они стараются вычислить состояние другого по неким методикам, используя признаки (поза, интонации выражение лица и тд) пишется масса книг, предлагающих надёжную методу чтобы точно определить искомое (состояние, чувства и желания другого человека). 

Почувствовать в принципе проще и быстрее, но большинство ничего не чувствуют, потому как погребены под толстыми слоями личностных структур. А если и что то чувствуют, то в основном свою душевную боль и терзания, в которых им не до других людей. 

Внимание Духа сосредоточено на смыслах намерениях и отчасти желаниях, не наполненных чувственно, внимание Сущности на предельно глубинной сути и взаимосвязях между измерениями, событиями и явлениями. Если у человека внимание Сущности выключено, то для него взаимодействие Духа, Души и Личности представляют из себя невнятную кашу, в которой кто, где, как и что именно делает, совершенно непонятно, так же неясен и смысл происходящего. Человек ощущает что в нём постоянно идёт какая то борьба, смена противоречивых непонятных чувств и мелькание смыслов.

Когда же пробуждается Сущность, она специфическим светом охватывает и пронизывает, наполняет всё. Именно она может, если пожелает, всё знать на безмолвном уровне. Она знает, что есть что,  что и как можно с этим делать.  Уже дело дело человека — выстроить в себе, вписать в Личность такие каналы и устройства, которые это знание безмолвия смогут назвать, описать а затем и применять. Когда у человека пробуждается Сущность (Самость или «Я»), начинаются озарения. Происходят осознания что то вроде — вот это ощущение означает что вот эта мысль связана с вот тем смыслом, и взаимосвязано это таким то, определённым и ясным теперь образом. Вот такая то моя часть, оказывается, на самом деле этого и этого (например, что то чувствовать) не хочет, и чтобы этого не было, я делаю вот так (сознаю специальную не чувствующую структуру и прячусь в ней. Таких осознаний становится всё больше и мир начинает очерчиваться яснее, тоньше и глубже.

Пока Сущность не включилась, человек переживает себя по частям, находясь то в Духе и воспринимая мир под его углом зрения, то в Душе и смотря на мир через неё, то в Личности. Это, по сути, постоянный внутренний конфликт, в лучшем случае диспут а чаще спор, а в худшем битва насмерть с самим собой. 

Если побеждают Дух или Личность, получается человек, идущий по трупам, циник, достигатор, коллекционер «побед», честолюбивый и самовлюблённый но и внутренне депрессивно — несчастный. Если побеждает Душа, то или добрый сопереживающий всему миру, но совершенно безвольный, беспомощный, не способный ни на что хоть сколько-нибудь значимое. Или человек, живущий в страстях, часто тайных, или в стремлении к удовольствию любой ценой, алкоголик, нарко, или игроман и тд.  Субъективно, такие люди могут считать что у них всё хорошо.
Добавим в перечень вниманий профессиональное. Вырабатывается, укрепляется и располагается оно в области Умений и Навыков. 

Помним, что каждое из качеств — Существ имеет свой собственный темперамент, характер, потребности, отличающиеся от аналогичных у другого человека. Например, каждый упирается по своему и каждому нравится упираться в ему приятные или представляющиеся необходимыми вещи  и явления. Взять, к примеру Внимание. Если моё по своей природе увлекается более смыслами и скоростными или стратегическими масштабными процессами, то у другого может быть поглощено преимущественно чувствами и деталями, для меня третьестепенными, и тд. Это надо понимать и учитывать при общении с человеком и при постановке задач и ожидании отдачи. Отсюда  необходимость упражнять внимание, приучая его выполнять и общеизвестные  действия, чтобы люди могли делать одинаковые дела и смотрели на мир похожим взглядом. 

Надо помнить, что все наши качества — Существа имеют  свою особенную жизнь, что они и одухотворены и одушевлены.  Следовательно, одного человека надо учить сосредотачиваться и развивать внимание таким образом(например дав чёткие директивные указания) а другого нужно учить совсем иначе, (например в игровой форме) потому что методики для первого второму в силу особенностей его Существ и их предрасположенностей, совершенно не подходят. 

Так же в связи с этим, когда происходят различные внутренние процессы( преображение, исцеление, постижение чего либо) нужно стараться почувствовать предрасположенности его внутренних Существ и найти ритм, скорость и способы действия, которые приемлемы в данном случае.  

Часто на консультациях появляются люди, у которых не хватает внутренних сил и ресурсов для проведения работы, и потому свой ритм внутренний они менять не могут, и даже если его путём применения какой то техники или просто эмоциональной встряски удаётся в целях терапии поменять, то это может вызвать ещё большее проседание ресурсов потому что по сути насильственно. 

Но если вы хотите работать эффективно, без избыточных затрат, с удовольствием, надо уметь менять свой внутренний ритм и атмосферу, чтобы Внимание и Сосредоточение тоже могло в этом участвовать.

Под Воображением понимаем способность вмещать и создавать образы. Есть люди которые хорошо и быстро воспринимают образы, они впечатлительны, а есть такие, которые один образ могут представлять несколько минут, потому как образ у них крепко связан с ощущениями и пока все ощущения не развернутся, образ зрительно полностью не представится. Такой человек хоть и медлителен, но если представил так представил. Крепко и точно. Психосоматика у него чёткая ясная и плотная, хоть и медленная. А первый быстро представил одно, затем так же быстро другое, и устойчивость тут минимальна. Соответственно, одному легче создавать надёжные образы, другому воспринимать. Это отчасти зависит от качеств его Сущности, Духа и Души. У тех, кому легче создавать, чем воспринимать, фонтан образов сам бъёт изнутри и способен заслонить собой материальную действительность. 

Таким необходимо уметь уменьшать собственное фонтанирование, чтобы услышать, что происходит снаружи, иначе, творческая способность такого фонтана приводит к тому, что восприятие окружающего мира начинает постепенно подменяться своими представлениями. И не только в материальном, мире, элементы которого могут быть игнорированы или по своему истолкованы, но и в тонких мирах, в мирах значимостей и смыслов, чувств, и даже иногда, в особо запущенных и извращённых случаях, ощущений. 

Такие люди часто говорят что то вроде: «я подумал». И это «я подумал» для них является однозначной истиной. Если мысль пришла в голову, значит так оно и есть. Рефлексия отсутсвует, равно как и критика с самокритикой. Так проявляется переизбыток не воспитанных Дерзновения и Упорства. Это идёт во вред, принимая формы одержимости. 

Можно разделить Воображение на уровне Духа и Души. На уровне Духа Воображение взаимодействует и творит смыслы и обобщённые образы, символы, числа, а на уровне Души более чувства и образы конкретные, а так же метафоры, аллегории и поэтику.

Воображение это место сознания где помимо прочего, внутреннее переходит во внешнее а внешнее во внутреннее. Эта своеобразная «линза», где сосредоточены потоки воображения, находится спереди от головы в районе лба но может и расширяться и перенастраиваться при необходимости, на разные масштабы.

В пространстве этой линзы могут возникать, как поступающие извне, так и творимые изнутри, символы, моделирующие, метафорические или аллегорические образы, а так же атмосфера  которой окрашено восприятие. Можно надеть как на общее восприятие, так и на детали его, розовые очки или серые. В равной степени это субъективно. 

Это происходит в пространстве нашего творческого воображения, наложенного на восприятие и совмещённого с ним примерно так, как перемешиваются газы. Причём воображение не теряет своей структуры в зависимости от индивидуальных особенностей. У кого воображение сильнее, его объём в общем потоке восприятия больше, и содержание ярче и чётче. У кого воображение слабее, всё названное, соответственно меньше.

Дух проецируется в воображение образами смыслов, и если есть избыток «духовности», подменяет или искажает их. Душа соответственно может делать то же с чувствами и состояниями. 

От вмешательства Духа и Души в работу воображения люди умеют получать вторичные выгоды, ведя с самими собой и миром разнообразнейшие  игры, в которых предстают перед собой и другими в разных видах и образах. 

Так же может происходить прямое, непосредственное, не искажённое творческими силами воображения восприятие того что есть, то есть истины. Образов тех что исконно есть в мире, а так же сотворённых людьми. 

Искусство различить, какой образ или какая атмосфера сотворёны субъективно а какие принадлежат объективной реальности, стоит больших трудов. Если я хочу донести что то до другого человека то строю образ для этого, но бывает так что он сильно, до неузнаваемости искажается или фильтруется в процессе сотворения моими же внутренними установками, и это компонование тоже совершается в воображении.

Стало быть, надо уметь наполнять пространство восприятия и воображения необходимыми к случаю образами, состояниями, структурами и установками. Но так же надо уметь и освобождать его от своих и чужих образов, делать воображение пустым, чтобы видеть то, что происходит снаружи и в себе. Эти способности воображения формируются с помощью Личности. 

Воображение на уровне Сущности подразумевает соприкосновение и познание глубинных смыслов и взаимосвязей. На уровне Духа всегда присутствует борьба, ограниченность, напряжение, стремление, и т.п. Дух создан стремящимся. 

А на уровне Сущности присутствует такое понимание, которое позволяет не бороться. Сущность видит взаимосвязи причины, следствия и смысл происходящего. Духу же доступно стремление, которое часто выражается во вмешательстве куда либо с целью исправить или улучшить или просто воздействовать, наслаждаясь процессом проявления своей силы.
Дух смирённый, принадлежащий опытному человеку, прошедшему богатый путь, уже не вмешивается вовсе, или вмешивается в меру, не разрушая. 

Душа тяготеет к переживаниям, порой они так её завлекают, что сама она выйти из очарования происходящим не в состоянии. Забыв себя она гоняется за тенями. Фобии, мании и прочие психотические расстройства более состояния Души. 

Если Сущность и Дух спят или парализованы, то Душе одной почти, а может и вовсе невозможно справиться со всей массой и сложностью переживаний, присущих миру человека. В случае сна остальных частей, Душа поневоле получив бразды правления, начинает наделять жизнь человека сугубо своими смыслами, а именно решать одну лишь задачу — как получить удовольствие и ускользнуть от неудовольствия. 

В идеале Сосредоточение на уровне Души это и способность чувствовать и переживать, и устойчивость к этим переживаниям. Если человек сосредоточился, почувствовал что то неприятное, или просто слишком сильное, и не выдержав, ускользнул от этих переживаний, значит Сосредоточение и способность к нему слабые. Например в силу природной чувствительности и впечатлительности, что часто ведёт к постоянной попытке ускользнуть от сильных переживаний, в том числе и кажущихся таковыми вследствие случайных ассоциативных цепочек. Чаще всего это стремление доходит до привычки ускользать от всего. 

Такому человеку надо закалять свои способности в плане выносливости, для чего полезны разного рода регулярные нагрузки и телесные и душевные и умственные. 

Если же человек в чувствах инертен и вял, и преобладает атмосфера вязкости, непроницаемости, медлительности, то ему напротив, надо будить и совершенствовать свою способность воспринимать. Удобней всего начинать развивать эти способности с попыток воспринять тонкое, возвышенное и прекрасное, для чего наилучшим средством является погружение в мир искусства, разумеется, классического. Впитывать умение и потребность видеть красоту и пробуждать и развивать тем Душу.

Духовное сосредоточение происходит на сути и смысле. Бывает, войдя в человека, смысл, в виде небольшого островка, в нём застревает и уже не может уступить место другому смыслу, обнаруживая качество тугоподвижности как свойства Духа данного человека. 

Так же способности Духа к восприятию смыслов и идей можно уподобить способностям любого организма к деятельности, например тяжелоатлета к поднятию тяжестей. У кого то их больше, а у кого то меньше. Качество это врождённое, но поддающееся развитию при регулярной практике, как например профессиональные способности и навыки. 

Зависит оно от состояния верхней четвёрки (Дерзновение, Самоотдача, Внутренний Голос, Упорство). Если у человека эти качества в избытке, то внешним смыслам и некуда заходить, всё наполнено самим собой, своими мыслями, желаниями и намерениями. Если же у человека нехватка качеств верхней четвёрки, то внешние смыслы относительно легко входят и управляют им. Вплоть до фанатизма.

Сущность и её состояние так же поддаётся творческому и целебному воздействию. При внимании к ней она пробуждается и постепенно (иногда быстро, одним событием) включается в жизнь. Сдерживают её те же Дух, Душа и Личность, а так же Ум и Разум, лежащие сверху спудом и вяжущие своими необходимостями, потребностями, травмами и заблуждениями, громкими голосами. По мере развития осознания, очистке его, Сущности проще проявляться. Потому что сама внутренняя атмосфера человека делается тоньше и подвижней. В грубой атмосфере голос Сущности услышать практически невозможно.

Иногда можно перепутать сущностную составляющую с личностной или душевной. Бывает, что человек по Душе добрый, и мы со стороны воспринимаем его таким, а в то же время, его Сущность может спокойно спать. И такой человек может быстро сгореть или пострадать, повредиться от своей же доброты. Пока он за весь мир Душой переживает, Сущность спит, не включая свои объединяющие свойства, а другие части его могут не понимать смысла происходящего и спокойно, с удовольствием, саботировать, перекрывать потоки сил и ресурсов и тянуть каждая всё на себя. В результате внутренний раздрай, разруха. Кто то спивается, кто то разуверивается в себе и становится в лучшем случае обывателем а в худшем хищной сволочью, редуцируя в мотивации поведения до уровня животных или демонов. Кто то сидит в депрессии, а кто то становится маркетинговым или религиозным фанатиком. В любом случае это означает смерть внутреннего творца — искателя, а значит и символическая смерть человека.

Рабочее состояние не создать, если нет задатков от природы. Оно является суммой — синтезом первых семи качеств и родовой наследственности как фона, в некой степени определяющего пропорцию исходных качеств и наличие талантов. Если в роду были мастера, хоть землепашцы, хоть жестянщики, хоть портные, само состояние мастерства, владения пространством, наследуется чувством: «я могу», уверенностью, которые по жизни могут развернуться в самых разных сферах. 

С «Я могу» у многих людей проблемы, потому что оно может быть отчасти или полностью перекрыто  программами неудач, психотравмами и разного рода «комплексами». Чтобы прикоснуться к скрытому внутри мастерству, необходимо пройти закалку и испытание, очищение себя. А так же пережить что то вроде посвящения(единоразово или фрагментами), при котором происходит подтверждение извне того, что то что я делаю это действительно хорошо и правильно. 

Если унаследованное мастерство есть, то человек учится быстро, и мало того, способен сам научиться чему либо, самостоятельно раскрыть способность к мастерству в интересном для себя виде. Потомок мастера — жестянщика может стать резчиком по дереву, художником, потомок плотника может стать преподавателем, а портного — психологом. Это не буквально а как пример того что передаётся не форма а суть мастерства.

Если состояние мастерства не унаследовано, то нужно десятки лет, чтобы создать его. Может и целая жизнь, или даже поболее, уйдёт, чтобы прикоснуться к мастерству. В наше время живёт много людей, в которых сокрыто мастерство. Стоит только слегка нажать, и, глядишь, какое то мастерство и вылезет, начиная с мастерства парить мозги. Все виды мастерства, даже самые абсурдные, объединены наличием этого самого чувства — «я могу!».  Из одного заложенного мастерства может вырасти другое мастерство. Так, из потенциального умения парить мозги можно вырастить умение красиво рассказывать, управлять людьми, или исцелять из словом.

Следующий элемент взят из классической педагогики — триединство Знаний Умений и Навыков. Напомним чем они различаются. По сути это стадии одного процесса, сменяющие друг друга в процессе усвоения и практики изучаемого.
Знаниями являются описательные составляющие процессов и умений. На уровне знаний я знаю теорию и могу пересказать и обьяснить но на деле ещё не пробовал. И могу десятки лет какие то образы и мысли внутри хранить как знания, ни разу не попробовав на практике. Но чувство что я знаю (по сути, в случае знаний без применения, ложное) у меня есть, и при случае я не премину поспорить на эту тему. Здесь ощущение «знания» пересекается по состоянию с Дерзновением. И если последнего много то человек «знает» тоже «много». И нужно уметь различать Знания и Умения.
Умение возникает тогда, когда я несколько раз попробовал, получилось, могу описать и организовать весь технологический процесс. Но это требует времени, напряжения, сосредоточения и значительных усилий. В то время, когда вырабатывается умение, другим чем то параллельно заняться невозможно. Структуры Личности ещё не выстроены, внимание и координация только нащупываются и нарабатываются.

Навык возникает, когда исполнение технологического процесса доведено до автоматизма и почти не отвлекает основное внимание. Дело делается не напрягаясь и имеется значительный резерв сил и внимания и возможность для делания чего то ещё, манёвра и даже выбора способа выполнения задачи. Например разговаривать при езде за рулём, и так далее.

Знания Умения и Навыки у каждого так же находятся в определённом состоянии, осознание их и взаимоотношений с ними тоже находится в некоем состоянии и на каком то уровне адекватности. Что и требуется прояснить и осознать.
У каждого человека имеются разные врождённые способности к Знаниям Умениям и Навыкам. У кого то больше к Знаниям, такого привлекают информация как таковая и теории. У кого то к Умениям. Такой учится и тому и этому, и не всегда достаточно глубоко. он не желает тратить силы и время для доведения процесса овладения предметом до Навыка. И бывает, хоть и редко, у кого то тяготение именно к Навыкам, поскольку только они представляют практическую ценность. 

Без Идеологии набор вышеперечисленных частей, в полной мере Мастерством считать не стоит. Имеется в виду самостоятельно сотворённая Идеология, соответствующая своим задаткам, желаниям и потребностям. Такая Идеология даёт порядок, значимость, координацию и взаимосвязь всех элементов, определяет ритм и атмосферу, индивидуальный стиль и почерк Мастера. Пока идеологии нет, специалист (ещё не Мастер) сам не всё понял и осмыслил, и до конца не уверен в том что делает. Идеология хорошо осознаётся и творится, когда кого то обучаешь. Как в анекдоте — пока кого то не научил, сам до конца не умеешь. В этом смысле пытаться учить весьма полезно.

Заключение.
Вышеописанные пространства находится в потенциальном состоянии во внутреннем мире человека в виде Существ имеющих и свой особый характер и потребности, с которыми можно общаться и взаимодействовать, питать их и растить, обучать, настраивать и воспитывать, лечить и исцелять, очищать и укреплять, закалять, как настоящие живые существа, ибо они ими и являются. 

Посредством данной системы координат и смысловой концепции можно проанализировать человека и определить чего ему в его мастерстве не хватает, или, что то есть лишнее.