Очерк о божественной воле, приведшей к возникновению виртуального пространства.

Чтобы облегчить груз взаимных обид и претензий, накопившейся взаимной всеобщей ненависти, изгнать вредоносных демонов, и показать Всевышнему своё стремление к праведности, в некотором сообществе делается следующая процедура: всем миром назначается козёл (жертвенное животное) отпущения. Сходные обычаи известны у многих народов, (Дж. Фрезер, «Золотая ветвь») На него ритуально возлагается ответственность за все грехи сообщества, что символизирует всеобщее желание очищения от козней Лукавого, он обвиняется, побивается камнями, и изгоняется за пределы. По другой версии назначается два Козла Отпущения (далее КО), из которых один будет убит, а второй изгнан (отпущен, по иной версии сброшен в пропасть ).

Рене Жирар блестяще разработал свою концепцию циклотимного Миметрического кризиса, сделав упор в основном на внешнее поведение и внутривидовое взаимодействие субъектов. Здесь мы сделаем попытку углубиться во внутренние переживания индивида и структуру мотивации с акцентом на анализ личных последствий.

Если абстагироваться от стремления к очищению, и рассмотреть сам метод, то как именно делается очищение, становится ясно, что происходит групповой сговор и подлог истины в угоду прагматическим интересам и быстрому результату. Сговор Причастных или Виноватых по отношению к Непричастному или Невиновному. Сговор по отношению к Истине, в данном случае заключающейся в том, что животные совершенно не причастны к тому, в чём их обвиняют. Люди (уже люди ли?) или кто-то другой или что-то другое, проступившее в них, сознательно предают его на страдания. То, что козёл наделяется символической связью с Лукавым, сути не меняет и иллюстрирует только примитивность мышления.

После наступает всеобщее облегчение. Благоденствие продолжается до тех пор, пока не накопится очередная порция взаимной ненависти и всевозможных проступков и прегрешении. И снова настаёт пора КО.

По библейской версии изначально эта методика применялась в древнееврейском обществе и исходила от самого бога Яхве, который сообщил её, в одном из откровений какому-то из пророков.

Постепенно КО становится настолько необходим, что без него обойтись уже не могут. И потому, в силу своей своеобразной власти «спасать», он постепенно обожествляется.  Возможно, его таинственная власть над чувствами и помыслами людей заставляет их принять этот образ, как непостижимо божественный. А может быть, людям просто удобней думать, что именно такова воля бога…

Выход за рамки справедливого устройства мира  путём подлога, является путём избавления от страданий. Ложь избавляет от страданий.

Налицо примитивная,  одна из возможных первичных реакция юного человечества на сосуществование с запретами и, как естественное следствие — их нарушение. Это первые шаги индивидуации, выделение себя из фона общего движения жизни, в ткань которой человек доселе был вплетён естественно и гармонично. Реакция – «это не я», появление лжи и первичной способности переноса значимости, способности проецировать и наделять избранные объекты произвольной значимостью означает отделение образа от объекта. Один из величайших шагов в истории человечества, по значимости сопоставимых с изобретением письменности.  Возможно, это первое проявление зачатков виртуального мира, проявление творческого мышления самого Яхве, спроецированного на людей. И сотворение зачатков нового мира на земле – мира проективных возможностей.

Фаза КО является, очевидно, первой в развитии самосознания причастности к общественным событиям у отдельно взятой личности.

Уместны параллели личного генезиса спроецированного на генезис всего общества в исторических масштабах.

Далее, механизм этот постепенно входит в индивидуальное употребление. Человек, осознав такой лёгкий и эффективный способ избавления от душевных страданий, и решения многих внутренних вопросов, приспосабливает его к своим личным нуждам. В окружающем мире, или в своём внутреннем, выбирает жертву — козла отпущения, со всей уже виртуальной процедурой отпущения грехов. Постепенно становится много жертв, достаточно для того чтобы объяснить происходящее с человеком с точки зрения его невиновности и непричастности. Человек возлагает на очередную выбранного козла ответственность, и наказывает его. Некоторое время наслаждаясь очистительным эффектом.

Наказание происходит обычно через отсечение, осуждение и отторжение части внутреннего или внешнего мира, которая объявлена причиной неприятностей. И так до тех пор, пока объём отрезанного не достигнет некоего критического количества по отношению к общему объёму восприятия. Затем случается переход в новое качество, изменение мировоззрения, душевного состояния, закрытие видения и чувствования (пожалуй каждый может вспомнить такие моменты как необъяснимые «провалы» в той или иной сфере жизни).

Мир сужается, строго говоря, после каждого отрезания-жертвы, и, продолжающие вырабатываться отрицательные флюиды начинает разъедать оставшееся во внимании пространство человека ещё сильнее. Более того само продуцирование отрицательных флюидов так же увеличивается по принципу привыкания к дозировке, дабы достигать катарсического эффекта, который на прежней дозировке приедается. Продуцирование «праведных» разнообразных тёмных чувств, привычно ищущих КО, не прекращается и продолжается уже в воображении.  Входит в привычку легко получать облегчение, доставляя себе удовольствие от упоения воображаемой властью. Это же целое приключение, всевластный полёт – найти в грёзах виновника своих бед и перенести на него ответственность. Для облегчения от очередного неудачного соприкосновения с миром снова происходит сброс, перенос вины-ответственности.

Очередным виновным может быть кто и что угодно. Правительство, родители, друзья, начальство, человечество, бог, законы, мужчины, женщины, предки, коммунисты, капиталисты, иностранцы, иноверцы и атеисты, представители различных меньшинств, соседи. Всё что угодно, даже, своё тело или части его. После очередного жертвования сознание сужается, уже непозволительно думать благожелательно о том, что отрезано, а часто и вообще помнить его а так же то, что с ним связано, чтоб ненароком не вспомнить. Всё это положено регулярно клеймить и поносить, выпалывая пробивающиеся ростки живой истины как сорняки на огороде, дабы не дай бог оно не проросло и не разрушило удобную схему. Ложь мертва, но для поддержания видимости её живой требуется много усилий. Влияние КО, таким образом распространяется и на смежные с ним смысловые пространства. Для надёжности, очевидно.

Образуется стена или плёнка в сознании сдерживающая или искажающая движение мыслей и чувств. Чтобы не чувствовать себя неправым. Начинается игра в обделённого, в жертву. Чтобы сохранить чувство правоты, человек начинает играть какую-то роль, и теперь уже маска-плёнка управляет им, заставляя хранить её во имя своё, во имя жизни спасительной лжи.

Окружающее и внутреннее пространство постепенно наполняются обжигающей холодной ядовитой мертвечиной. В запущенных случаях человек даже холодеет на ощупь, и о каких-то тёплых чувствах от него и речи быть не может.

Пользователь КО (можно даже сказать что нынче живут уже потребители КО, вспоминая Ж. Бодрийяра) привычно ведёт войну с тем, что он подверг осуждению и запрету. Он привычно праведно генерирует массу яда к тому, что он назначил козлом отпущения, будучи сам хронически наполнен им. Он теперь уже не в состоянии точно осознавать что происходит, его сознание искажено страстям и не позволяет думать свободно. Мысли не могут течь спокойно и прямо, натыкаясь на запреты. Ход мыслей и чувств такого человека витиеват и извилист, и поступки и их мотивы запутаны и сложны и часто непонятны для него самого. Всё чаще посещает состояние смятения и слабости. Основное или одно из основных желаний такого индивида – забыться, уйти, «улететь» куда ни будь. Субъективно он бесконечно устал, и всё безнадёжно и необратимо непоправимо. Любое движение только отнимает силы. Так проявляется боль от отказа жить, отказа от мира и значит, от части себя. Отрезая часть мира, отказываясь видеть или искать смысл в происходящем, человек, предаёт его и делает для себя бесполезным, отказываясь жить в нём. По сути это глубинный конфликт с Создателем. Истощение и потеря ресурса – только самая явная часть платы за предательство себя и данного себе. Как в притче о талантах. У того кто не стремится реализовать то что у него есть, отнимется и то что дано. Закон жизни – Движение.

На общественном уровне образ жертвы постепенно становится настолько необходимым, что без него не могут обойтись, он становится сильнее самих людей.  Потребность в нём начинает управлять жизнью, формировать судьбу. Человек становится рабом образа жертвы и получает за это болезненное удовольствие от лёгкой победы в своих личностных коллизиях. Он стремится снова и снова пережить себя жертвой, продляя удовольствие.

Удовольствие исключительности человека, попавшего в образ жертвы, подкрепляется зависимостью и виной (обычно в его воображении) окружающих за то, что они невинного сделали виновным, а он-то не виновен! В конце концов человек погружается в свой внутренний мир и там постоянно чувствует себя исключительным козлом отпущения. Вытащить его оттуда сложно, даже если он сам того искренне желает, его позиция неуязвима совершенно и глубоко архетипична. Для запуска сценария КО часто достаточно произвольных фантазий.

Боль в случае КО является основным атрибутом наказания и стало быть обожествления. Страдают хорошие люди, плохие не страдают. Чтобы быть хорошим надо страдать. Видимо поэтому люди стремятся, как это ни противоестественно, к боли, стремятся переживать её, придумывая этому причины. От того, что человеку больно, он часто чувствует и правоту и спокойствие и уверенность.

Многие люди сами безотчётно формируют события своей жизни так чтобы оказаться жертвой. От того что окружающие пытаются вытереть о них ноги такие люди получают немалое скрытое удовольствие, в котором чаще всего не могут признаться даже себе. Осознать себя такой добровольной жертвой, признать чувственную выгоду и увидеть в себе живущем в таком образе неправоту или бессмыслицу очень трудно. Осознать эту ловушку удаётся зачастую после многолетних драматических попыток выстроить жизнь мученика или мученицы.

Постепенно вокруг таких людей накапливается тёмное плотное облако характерной психической атмосферы. Индивид обычно «забывает» про свою ложь и все переносы, но сила, с которой он не смог справиться, и объявил злом, никуда не исчезает. Она присутствует поблизости, стремясь проявиться в его жизни, потому что такова её природа. После накопления достаточного количества и перехода в другое качество путь отверженной силы формируется по-разному.  Она может уйти на формирование природных катаклизмов. Или вернуться в виде неприятных событий. Часто оборачивается болезнью, которая с этой точки зрения легко объяснима – человек сам отказался от какой-то своей части, и она перестало быть – в теле происходят нарушения функций связанных с душевной деятельностью. Пользование КО резко снижает общий потенциал, результат — постоянное внутреннее напряжение, попытка оставшимися ресурсами дотянуть до рабочего уровня. Постоянное чувство, что что-то не так, чего-то не хватает. Грусть и тоска, жалость к себе – верные спутники КО. Эффект накапливания в тонком мире отрицательной активной силы КО происходит в общечеловеческом масштабе.

Христос принёс в жертву жизнь, и этим окупил, как считает церковь, некие грехи человечества. Козлом же отпущения в этой схеме является Лукавый, враг рода человеческого, сам образ которого появляется именно в таком виде в ветхом завете. В других культурах и религиях нет такого однозначно отрицательного (например, индуистские демоны бывают способны на хорошие поступки). Именно в нём доведена до абсолюта идея КО. Он абсолютный Козёл Отпущения. Так очевидно, нужно чтобы работала схема разделения мира на хорошее и плохое. Лукавый или Сатана или Дьявол является КО, который совершенно реально несёт тяжесть и вину возложенные на него всем христианским человечеством. Он то и является Реальным Героем, реальным спасителем позволяющим людям получать облегчение от переноса ответственности на него и пребывать от этого в своеобразном младенческом блаженстве. Христос же указывает выход из этой мышеловки, и, очевидно, старается перетянуть хотя бы часть внимания человечества на себя, раскачивая абсолютную доминанту Лукавого. Лукавый потому обладает такой властью, что люди сами вручили и вручают её ему.

Всё перевёрнуто с ног на голову — истинный Спаситель, вечно терпящий поношение и поругание  остаётся в забвении и презрении, а тот кто отдал жизнь однажды до сих пор во веки веков в почёте. Почему тот, кто несёт вину, и тяжесть грехов взваленных на него, считается страшным врагом? Фактически ведь получается что он, Лукавый и есть спаситель, люди используют его для этого даром. Христос спаситель в другом смысле, он указал путь как не делать того от чего спасителем нужен Лукавый. Почему? Или зачем? Может быть, для создания крайних полярностей, необходимых для эволюционного процесса?

 Далее, почему именно перенос вины и ответственности, а не другой, более эффективный подход – понять и осознать происходящее и разобраться в причинах и своих мотивах? Возможно, просто потому что на тот момент иудейская часть человечества была не способна к философскому самоанализу. Чего не скажешь например об индусах с их замечательными литературными памятниками (Рамаяна, Махабхарата). В древнегреческих мифах можно встретить настолько тонкие хитросплетения отношений, причин и следствий и такую глубину понимания происходящего жившими тогда людьми и богами что назвать их примитивными никак нельзя. Наоборот, очевидно они были мудрее и чище нас, современных, цивилизованных, но извините, сумасшедших, потерявших связь с собой и живущих чужими мыслями и чужим разумом.

Создатель наградил нас свободой выбора, благодаря которой мы можем выходить за рамки, нарушать законы и творить. Назначая КО мы избавляемся от какого то кусочка свободы. Потеря свободы происходит вместе с перекладыванием ответственности.  Уклоняясь от ответственности, мы отдаём частичку свободы назад Создателю, возвращая её не в виде раскрытого преумноженного таланта, а в виде некоего ненужного отброса. Так мы оскверняем мир и оскорбляем Создателя.

Библейский, в частности ветхозаветный уклад жизни полон скрытых и явных патологий и является большой загадкой. Странно как заметная часть человечества жила в этом, будто гигантский гипнотический сон-морок овладел ей. Моисей уводил евреев из рабства в Египте через пустыню и сорокалетний  путь скитаний,  а привёл к ещё большему рабству – рабству у своей исключительности. Вспоминается «богоносная» Россия, где тоже на этом фронте фанатизма хватало и хватает, вспомнить например секты скопцов, хлыстов,  пятидесятников и прочих безвестных фанатиков помешанных на вере, боге и праведности.

 Наука и религия сейчас в кризисе бездушия и бездуховности, иллюзии середины прошлого века о том, что наука разрешит проблемы человечества, рассеялись и теперь людям кроме самоизучения по сути ничего и не остаётсяJ. Общественные и государственные институты терпят идеологический крах и теперь спасение утопающих очевидно – дело рук их же самих.

Идеология государственности и, наверное, большинства неформальных сообществ  и объединений, кроме разве что тех кто объединился ради конкретной цели, (кстати интересная тема – можно ли достичь цели не творя КО? ) основывается на объединении народа против какого то явного или неявного врага-соперника, являющегося в данном случае и козлом отпущения и одновременно героем спасителем от междоусобиц для людей объединившихся против него. Враг объединяет нас и нам не нужно биться друг с другом – между собой мы можем жить в относительном мире. В политике постоянно ведутся игры с назначением причин и виноватых.  Спасибо врагу (чаще всего вымышленному), он избавил нас от многих неурядиц и неприятностей. С этой точки зрения все государства держатся за счёт других. Но нужен ли именно враг, неужели невозможно обойтись без него и иначе управлять отношениями?

Можно ли достигать людских целей, не используя принцип КО? Наверняка можно.

Как можно жить не ссорясь меж собой, и как объединяться (раз уж есть такая потребность)  не для борьбы с другими людьми или миром, природой а для чего то другого, например для познания и созидания? Может быть, повернуть фронт и побороться с собой, с косностью, ленью или  неведением? Направить силы на исцеление душевной боли, от которой и сбегаем в борьбу?  Ответ на вопрос «как?» очевиден – искоренить в себе это порочное и глубоко засевшее малодушное желание творить козла отпущения. Мир перестанет быть чёрно-белым и станет именно миром, для сплочения людям не нужен будет враг.

Мне кажется, что это желание, ставшее у многих потребностью  – создавать козла отпущения не является коренным свойством сущности человека. Это тупиковая ветвь эволюции.

В принципе КО присутствует чёткая параллель с разделением на «Я» и «образ Я» а так же аналогия с возникновением мышления абстрактными образами. Образ Козла Отпущения можно смело уподобить трещине Лакана в общечеловеческом смысле. Трагичное событие но без него никакого образа я а значит и самоидентификации, самопознания и творчества не было бы. Способность придумывать есть творческая, божественная способность.

Люди пошли по лёгкому пути, стали использовать свободу выбора и способность творить малодушно, для быстрого облегчения. Это как вирус проникло в культуру и всю жизнь и теперь мы страдаем. Ищем потерянные смыслы, от которых, возможно, сами когда то и отказались.  Это в частности.

А в общем происходит эволюционный процесс усложнения функций, немыслимый без разделения и расслоения, чувство потери – одно из неизбежных следствий такого процесса, так же неизбежны появления тупиковых ветвей.

В общем полная свобода, если как следует разобратьсяJ. Испытание свободой одно из самых страшных… И прекрасных…